Мрамор

18 марта 2014

мраморМрамор или мраморос (в переводе с греческого – блестящий) – самый распространенный материал, используемый для создания античной скульптуры. Он входит в число благородных материалов и отличается специфичными свойствами.

Именно при работе с мрамором греческие скульпторы смогли достичь максимальной виртуозности и мастерства. За многие годы были разработаны методы обработки рассматриваемого материала, которые полностью отвечают набору его пластических свойств. Античность не только открыла мрамор, но и на примере большого числа скульптурных творений раскрыла пластику, которая таится в этом материале. В последующие же эпохи техника обработки мрамора ничем новым практически не пополнилась.

Безукоризненная и глубокая белизна материала объединяет одновременно нежность и твердость, теплоту и одухотворенность произведений скульптуры.

Мелкозернистая ровная фактура, простота в обработке – все это позволяет наделять мрамор более тонкими формами, богатыми и легкими деталями. Именно шлифованная поверхность (ее блеск) прекрасно передает фактуру и плотность тела человека.

Физико-механические характеристики мрамора

Мрамор – горная порода, которая образовалась из-за кристаллизации стандартных доломитных известняков в условиях повышенного давления.

Данный материал является горной метаморфической породой, состоящей в большинстве своем из зерен доломита либо кальцита, связь между которыми осуществляется без какого-нибудь цементирующего вещества. Выделяют два вида мрамора в зависимости от его строения: с мозаичной и с зубчатой связью зерен.

Самая распространенная примесь в мраморе – пирит и лимонит. Данные вещества при окислении на воздухе образуют бурые и ржаво-желтые пятна на мраморе.

Механическая прочность мрамора составляет 500-1900 кг/см2 (при сжатии) и 47-320 кг/см2 (на изгиб) и определяется структурой, трещеноватостью, а также однородностью состава. При насыщении материала водой данные показатели снижаются, но незначительно. Более высокую прочность имеет мрамор с включениями кварца.

Твердость материала находится в зависимости от размеров зерен (мелкозернистая структура характеризуется большей прочностью).

Обработка мраморных известняков является трудоемким мероприятием. Хотя в целом мрамор входит в перечень каменных скульптурных материалов, которые легко обрабатываются.

Белый мрамор

Это классический статуарный мрамор, который состоит из чистого доломита либо кальцита. Данный материал очень высоко ценится и является достаточно редким.

Предпосылкой для обширного распространения в античном мире скульптуры из мрамора являлось существенное количество месторождений данного материала в Древней Греции, на большей части которых добывали действительно высококачественный мрамор (наиболее богатая часть на подобные ископаемые – провинция Аттика: мрамор из данного места имеет белые нижние пласты и серые либо синевато-серые верхние пласты).

Классикой белого мрамора по-прежнему выступает каррарский мрамор (карьеры находятся недалеко от города Каррары в отрогах Апуанских Альп): практически полностью (на 98-99%) состоит из карбоната кальция СаСО3. Данный материал завоевал мировую славу. Многие скульпторы (Микеланджело, Торвальдсен, Роден, Шубин, Канова, Антакольский) использовали его при создании своих работ.

Особую известность приобрел паросский белый мрамор (остров Парос).

Что касается месторождений, то здесь выделяется белый мрамор Италии и Греции (острова Тенос, Фасос, Андрос, Наксос), а также Малой Азии (Пергам, Эфес).

Цветной мрамор

Применялся в античное время достаточно редко. Обширное использование получил в более поздний период.

Добываемый мрамор имел разнообразные цвета: красноватый, зеленоватый, желтоватый, светло-черный (остров Эвбея), белый с прожилками фиолетового (фригийский мрамор) и черный (Пергам).

Пластическая обработка цветного мрамора несколько разнится от отработки белого. Отличие состоит в подчеркнутой пластике рассматриваемого материала. Темные цвета предполагали использование светотеневых решений.

При создании декоративной скульптуры использовался красный мрамор (декоративные рельефы, вакхическая скульптура).

Голубовато-серый и серый мрамор повсеместно применялся как в эпоху архаики, так и в более позднюю эпоху.

Черно-синий и черный мрамор превосходно передавал цвет кожи негров. Глаза же (белки) изготавливались из белого мрамора.

Декоративные характеристики цветного мрамора.

За счет многообразия рисунка и расцветки цветному мрамору отводятся лидирующие места в перечне каменных декоративных материалов.

В зависимости от текстуры выделяют следующие виды:

- слоистый
(полосчатый) – чередуются слои разной зернистости и цвета;

- массивный – следы первичных слоев полностью отсутствуют;

- сланцеватый – части расположены относительно параллельно;

- слойчатый – плоскости изогнуты;

- конгломератный и брекчиевидный
– галька либо угловые обломки цементируются мелкозернистой массой.

Цвет материала определяется окрашивающими его примесями (окислы марганца либо железа), которые наделяют мрамор красным, розовым, желтым, коричневым цветами и разнообразными их оттенками. Даже десятые доли перечисленных окислов приводят к интенсивной окраске мрамора.

Серые и черные цвета – результат микроскопических вкраплений углерода в виде углистых веществ либо чешуйчатого графита (либо следствие скопления гематита).

Месторождения.

На постсоветском пространстве ломка мрамора происходила вблизи Екатеринбурга, на Кувшинском, Северском,Мрамор Полевском заводах по реке Туре. Позднее (с XVIII века) ломка мрамора началась в Карелии, на Урале.

Коелгинский мрамор отличается средним зернистым строением, белого цвета с равномерно расположенными небольшими буровато-серыми пятнами. Имеет высокую пластичность, легок в обработке. Объемная масса составляет 2700 кг/м3, а предел прочности при сжатии находится в пределах от 600 –до 900 кг/см2.

Прохорово-баландинский мрамор характеризуется более мелкими зернами, поэтому твердый, а также трудоемкий в плане пластической обработки. Предел прочности при сжатии равен 1280 кг/см2.

Также известны месторождения цветного мрамора на Дальнем Востоке (Барановское месторождение – розовый мрамор), на реке Енисей (Кибит - розовый, белый и палевый), в Оренбургской области (карьеры Кваркенского – белый мрамор), на озере Байкал (слюдянский – голубой просвечивающийся, кульдинский - зеленый).

Для создания скульптур необходим мелкозернистый, чистый, монолитный мрамор, отличающийся светопроницаемостью, белого цвета (либо равномерного желтоватого, либо розоватого оттенка).